Женский альпинизм. Роксана Фогель. Эверест за 2 недели от двери до двери.

Fogel

Продолжение серии статей о стойких женщинах и великих спортсменках в современном альпинизме.

Немного везения

Я начала подниматься в горы семь лет назад, после трекинга в базовый лагерь Эвереста и впервые увидев Гималаи. Вернувшись в Штаты, я отказался от полной стипендии в аспирантуре в Северной Каролине, переехала в Колорадо и начал продвигаться через Семь Вершин. Я всегда хочу видеть, где мои пределы, и пока я не найду эту линию, я просто продолжаю идти.

Гора Эверест будет моей шестой из семи. Меня всегда привлекало восхождение на него по сжатому графику. Проводя меньше времени на горе, вы уменьшаете воздействие микробов в базовом лагере и объективных опасностей на маршруте. Вы минимизируете потерю мышечной массы и физической формы, находясь на высоте. Поэтому, вы более сильны для короткого погодного окна.

Двухнедельная поездка не приходила мне в голову, пока я не связался с гидом Alpenglow Expeditions и основателем компании Адрианом Баллинджером. Его компания предлагает 35-дневные "быстрые восхождения" на Эверест по Северной стороне, уже на долю времени короче большинства традиционных экспедиций. Я позвонила ему, чтобы узнать больше. Адриан выдвинул другую идею.

“Я ищу кого-то, для 14-дневного маршрута”, - сказал он. Это будет "молниеносное восхождение" - первая попытка. Может быть, вам будет интересно?”

Я рассмеялась, эта идея показалась мне такой безумной.

Эверест из базового лагеря, Тибетская сторона. Роксана Фогель Фото.

После нескольких дней, я начала приходить в себя. Почему не я? У меня есть гипоксическая палатка. Я работаю в области исследований и разработок в GU Energy, где у меня есть доступ к барокамере в офисном тренажерном зале, а культура компании вращается вокруг спорта на выносливость. Следуя протоколу предварительной акклиматизации с палаткой и камерой, я самостоятельно совершила "скоростные восхождения" - подъем в Чили и несколько вулканов в Эквадоре. Я уже была в хорошей аэробной форме после тренировок для ультрамарафонов. Моя единственная забота, что я никогда не была выше 7000 метров раньше, не могла конкурировать с моей исследовательской стороной «ботаника». Здесь была возможность совместить альпинизм, тренировки на выносливость, питание, научные исследования и инновации-все то, что я люблю.

Я сказала Адриану, что: "для науки, я сделаю это!”

Тот факт, что работа поддерживала меня в восхождениях, позволяла легко и полностью погрузиться в проект. Для тренировки я обратилась к Uphill Athlete и начала работать с тренерами Скоттом Джонстоном и Сетом Киной-Левином в декабре 2018 года. Первоначально они не были уверены, сколько дополнительного прироста в физической подготовке они смогут получить от меня. Даже я была настроена скептически. Это оказалось лучшим, что я сделала для подготовки.

За эти пять месяцев, предшествовавших восхождению на Эверест, я стал пуленепробиваемой. Мои ноги превратились в сталь от тренировок на мышечную выносливость от Скотта и Сета, такие как силовые упражнения в тренажерном зале и интервалы в гору с тяжелым рюкзаком. Я прошла три этапа метаболического тестирования (потому что опять же, я «ботаник»): первый перед началом тренировки, второй на полпути и в третий перед отъездом на Эверест. Скотт и Сет заставили меня делать тренировки натощак (до 5 часов без калорий или питания), что улучшило мою способность сжигать жир. Я потеряла 9,5 кг, 8,5 из которых были жирами. Как правило, когда люди теряют вес, по крайней мере, 25% его составляют мышечные ткани. Для меня это было не так. Я потеряла до 15% жира в организме, исходя из измерений DEXA- сканирования. Это довольно значительно для женщины. Скотт предупредил меня, чтобы я не худела слишком много, приближаясь к восхождению.

За три месяца до моей поездки, в тандеме с тренировками, я начала процедуру предварительной акклиматизации. Я поместила свой плио-бокс в барокамеру тренажерного зала в офисе GU, и проводила там около 4 часов в день, работая и тренируясь. Потом я спала в своей гипоксической палатке. Я шутила, что живу в пузыре. Помимо того, что я провела хотя бы половину своего дня на высоте, я также пользовалась сауной в моем спортзале после тренировок. Предполагается, что тепловая тренировка может способствовать акклиматизации на высоте, просто через другой стресс.

В прошлом, когда я спала в палатке перед большими подъемами, самая высокая отметка была 4000м. К концу этих ночёвок я начинала чувствовать глубокую усталость и не могла быстро оправиться от более тяжелых тренировок. До Эвереста все было по-другому. Несмотря на 20 с лишним часов тренировок, я смогла очень хорошо восстанавливаться во время сна на высоте до 5800м.

Я приписываю эту способность к моему питанию - высокожирной, высокобелковой, низкоуглеводной диете, которая была направлена на улучшение восстановления. Приоритет крестоцветным овощам (все виды капуст: кочанная, листовая, цветная, брокколи, китайская, брюссельская и т.д, редька, шпинат, репа, редис, листовая свекла, руккола - прим.перев) за их поддержку ферментов детоксикации, ягодам и темному шоколаду за их высокие полифенольные и антиоксидантные компоненты, и жирной рыбе за Омега-3 и белок. Я принимала коллагеновые добавки, куркуму и куркумин, всё, что могло помочь в восстановлении целостности суставов и мягких тканей. Я полностью исключила алкоголь, и я включила ограниченный по времени приём пищи, голодание в течение, по крайней мере, 12-18 часов в большинстве дней. Если вы не едите, вы не перевариваете, то есть ваше тело может делать другие вещи, такие как восстановление поврежденных тканей и белков. То, что я ела и как я рассчитывала, было направлено на поддержку моей тренировочной нагрузки, ускорение восстановления и получение как можно большей адаптации к жирам. (Отказ: это был мой эксперимент одного; только потому, что этот режим работал для меня, не означает, что он подходит для всех.)

Адриан назначил мне время вылета с 1 по 15 мая. Он находился в Тибете уже около месяца, и погода не предвещала ничего хорошего. Наверху были сильные ветры и очень холодно. Шерпы фиксирующие верёвки не могли подняться на гору. Высотный лагерь снесло ветром, и мы потеряли кучу припасов. Я была как на иголках.

Прошла напряженная неделя, прежде чем я, наконец, получила добро от Адриана: “бронируй билеты на 10 мая и прилетай”.

Я прибыла в крошечный аэропорт в Шигатсе, Тибет, через два дня. Мой гид, новозеландская альпинистка Лидия Брэди, встретила меня для 7-часовой поездки в базовый лагерь на высоте 5200м. Моя предварительная акклиматизация сработала. Я оказалась там и чувствовала себя сильной, как никогда, мой уровень физической формы достиг нового максимума.

Мы с Лидией начали восхождение на гору 15 мая. Она крутая - первая женщина, которая поднялась на Эверест без кислорода, 57 лет и все еще восходит. Я впитывала ее мудрость, как губка. Хотя она уже пять раз поднималась на Эверест, это будет ее первая попытка с северной стороны.

Мы достигли промежуточного лагеря на высоте 5800м, а на следующий день добрались до передового базового лагеря на высоте более 6400м. По пути я протестировала специальный батончик, гель и смесь напитков, которые я помогла разработать в GU; каждый продукт работал удивительно хорошо. Но многое оставалось вне нашего контроля. Сильный ветер не утихал, и веревки все еще не были закреплены на вершине. Мы сидели и ждали. Учитывая условия, я согласилась, что 14-дневная затея, вероятно, не была удачной.

Потом стало ясно, что на 22 мая может открыться окно погоды, и мы с Лидией двинулись в путь. Проведя ночь в лагере 1 на высоте 7000м, где мы начали использовать кислород, мы поднялись до лагеря 2 на высоте 7600м.

“Я не могу обещать, что шерпы закончат фиксировать верёвки вовремя для вас", - сказал нам Адриан по рации той ночью. “Возможно, тебе придется развернуться и спуститься вниз, нет никаких гарантий, что у тебя будет еще один шанс.”

Мы с Лидией решили пойти на это. В сопровождении двух шерпов, Мингмы Тшеринга и Пасанга Тенди, мы покинули лагерь 2 в 1: 45 утра, минуя Лагерь 3, где большинство начинают свой штурм. Мы могли видеть фиксирующих верёвки шерпов впереди нас. Они были на пути к завершению, но это также означало, что мы были первыми, кто использовал веревки. Примерно в 75м ниже вершины, когда мы следовали по фиксированной линии, прикрепленной к станции за камень, камень вылетел. Хотя он пролетел мимо, это нервировало. Я не доверяла перилам после этого. Мы прошли мимо трупов вдоль маршрута. Я не могла отделаться от мыслей о тех альпинистах, которые отдали свои жизни в погоне за своей мечтой.

Наша четверка рванула вверх, и вскоре мы встретили тех, кто закреплял веревку на обратном пути. Они с энтузиазмом обняли нас и «дали пять». Мы будем первыми на вершине с северной стороны в сезоне, и единственными в тот день.

Мы достигли вершины в 11:45 утра 22 мая 2019 года—в тот же день печально известная пробка из восходителей образовалось на южном склоне горы. К тому времени, когда мы поднялись на вершину, а это было уже довольно поздно, альпинисты спускались. Толпы не было. За те 20 минут, что мы провели наверху, мы вчетвером владели вершиной мира. Мы на правильной вершине? Мы где-то свернули не туда? Ветер был спокойнее, чем ожидалось, и солнце уже вышло. Было достаточно тепло, чтобы я вспотела в пуховом комбинизоне. Мы могли видеть на многие мили вокруг. Я купалась в лучах этого единственного в жизни момента. Я чувствовала себя такой счастливой.

top

Роксана на вершине Эвереста. Фото Лидия Брэди.